УЧИТЕЛЬ - ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО!
Одного опытного наставника спросили:
- Каким должен быть учитель? Должен ли он быть искушённым в книжных науках и практических знаниях, быть терпеливым, суровым и строгим или этого недостаточно?
Он ответил:
Люди полагают, что учитель должен уметь делать всё перечисленное вами и ещё многое другое. Но они заблуждаются. Есть только одно требование к настоящему учителю: он должен обладать всеми качествами, в которых нуждается каждый его ученик! Притча
Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении. Таким образом, наблюдательность, распределенность внимания, его переключаемость являются профессионально важными качествами учителя. Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят. Большинство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется также в школах-интернатах, в школах рабочей молодежи, ПТУ, техникумах, в дошкольных учреждениях. Помимо перечисленных профессиональных качеств учитель-предметник должен иметь способности к определенной области науки (к математике, физике, литературе и т.п.).
Увы, в последние годы профессия учителя не отличалась особой популярностью. Оно и понятно. Зарплаты педагогов оставляли желать лучшего в прямом смысле слова: при огромной нагрузке среднестатистический преподаватель получал в школе совсем немного. Воистину, работа на голом энтузиазме. Однако ситуация, хотя и медленно, начинает меняться к лучшему. Во-первых, с каждым годом школьному образованию уделяют все большее внимание первые лица государства. Идет разработка интересных образовательных программ, открываются новые школы — все это создает дополнительные рабочие места, которые ориентированы на молодых, активных, целеустремленных специалистов. Во-вторых, понимая, почему учителей в нашей стране не хватает, правительство всеми силами старается исправить ситуацию с оплатой их труда. И если еще недавно считалось, что работа в школе — для умных, но бедных, то цель нынешних реформ — вернуть профессии стабильность и довольно высокий социальный статус.
В-третьих, общее положение на рынке труда заставляет задуматься о перспективах роста в выбранной области. Больше половины столичных молодых специалистов имеют дипломы «офисного направления», то есть экономического, юридического, по менеджменту и маркетингу. На сегодняшний день даже для такого крупного города, как Минск, их уже слишком много. Возникает жесточайшая конкуренция, трудности при устройстве на работу по профилю. В то время как специалистам переполненной офисной ниши приходится постоянно конкурировать между собой, чтобы хоть немного продвинуться по службе, учитель может расслабиться и полностью посвятить себя исполнению прямых обязанностей, карьере, любимому делу. В возрасте около 45 лет сотрудник любой фирмы начинает опасаться, что его вот-вот отправят на «заслуженный отдых». Учителям беспокоиться не приходится, поскольку опыт и преданность своему делу ценят в профессии педагога куда выше внешнего лоска.
Если вы готовы много учиться, нести ученикам разумное, доброе, вечное» и уже представляете себя на этом нелегком пути, тогда поторопитесь подать заявление в один из университетов, обеспечивающих получение педагогического образования. А таковых в столице достаточно.
Вот список высших учебных заведений педагогического направления:1.
- Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка.
- Брестский государственный университет имени А.С Пушкина (психолого-педагогический и социально-педагогические факультеты).
- Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (педагогический факультет).
- Гродненский государственный университет имени Я. Купалы (факультет педагогики).
- Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова (спортивно-педагогический факультет).
- Мозырский государственный педагогический институт имени И.К Крупской.
- Барановичский государственный университет (педагогический факультет).
- Минский государственный лингвистический университет (иностранные языки).
- Белорусский государственный университет физической культуры.
Вступительные испытания проходят в форме ЦТ, а перечень предметов зависит от выбранной вами специальности.
Возможности выбора дальнейшего пути огромны. Вас с радостью примут на работу в государственные и негосударственные образовательные учреждения всех типов и видов. Кого-то может заинтересовать трудовая деятельность в органах управления образованием и государственного управления, в социальной сфере. Ценят педагогов в редакциях журналов и газет, в рекламных агентствах, научно-исследовательских учреждениях, финансовых и юридических организациях, белорусских и международных коммерческих фирмах.
Часто выпускники педагогических университетов продолжают учебу в аспирантуре и докторантуре.
Зная, что в условиях современного рынка труда родители стремятся дать своим детям самое лучшее образование, учителя хотят быть готовыми помочь им решить данную задачу. В этом и заключаются основные перспективы профессии.
Число абитуриентов педагогических учебных заведений возрастает пропорционально тому, как повышается престиж образования, в том числе школьного. Возникший спрос позволяет надеяться на интересные перспективы в профессии и делать ставки на карьеру в области педагогики.
"Каждый ребёнок - звезда, просто нужно уметь её зажечь"