План работы
Родительского университета
ГУО «Среднепечанская базовая школа»
на 2024/2025 учебный год
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по двум ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
Формы проведения занятий: дистанционные (вебинары, форумы, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
Тема |
Срок проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
||||||
1 - й класс |
|||||||||
Тема 1: «Адаптация учащихся в первом классе» Помощь ребенку в адаптации к школе |
Сентябрь |
Лекция Рекомендации на сайте |
Классные руководители |
||||||
Тема 2: «Режим дня школьника» Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника. |
Декабрь |
Беседа, практикум, мастер-класс |
Классный руководитель |
||||||
Тема 3: «Ценности, традиции и обычаи семьи» Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
Март |
Круглый стол Дискуссия |
Классный руководитель |
||||||
Тема 4: «Положительные эмоции в жизни школьника» Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Май |
Психологический тренинг |
Классный руководитель |
||||||
2 – й класс |
|||||||||
Тема 1: «Как родители могут помочь учиться?» Соблюдение режима дня – важное условие успешной учебы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
Октябрь |
Беседа Семинар-практикум |
Классный руководитель |
||||||
Тема 2: «Главные правила здорового образа жизни» Здоровье школьника и его успехи в учебе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. |
Декабрь |
Круглый стол Вебинар Рекомендации на сайте |
Классный руководитель, Медицинский работник |
||||||
Тема 3: «Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка» Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка. |
Февраль |
Лекция Семинар–практикум Психологический тренинг |
Классный руководитель |
||||||
Тема 4: «Трудовое воспитание детей в семье» Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
Май |
Круглый стол Дискуссия Мастер-класс |
Классный руководитель |
||||||
3 – й класс |
|||||||||
Тема 1: «Значение школьной отметки в жизни ребенка» Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Сентябрь |
Беседа Семинар-практикум |
Классный руководитель |
||||||
Тема 2: «Психологические и физиологические особенности третьеклассников» Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
Декабрь |
Лекция Семинар-практикум |
Классный руководитель |
||||||
Тема 3: «Здоровая семья – здоровый ребенок» Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
Январь |
Беседа Дискуссия |
Классный руководитель,Медицинский работник |
||||||
Тема 4: «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника» Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Апрель |
Семинар – практикум Психологический тренинг |
Классный руководитель |
||||||
4 – й класс |
|||||||||
Тема 1: «Возрастные психофизические особенности учащихся 4-х классов» Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
Сентябрь |
Лекция |
Классный руководитель, Медицинский работник |
||||||
Тема 2: «Как научить своего ребенка жить в мире людей» Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: внешность, общение, речь. Эффективное общение: основные составляющие |
Декабрь |
Круглый стол Дискуссия |
Классный руководитель |
||||||
Тема 3: «Ребенок и компьютер» Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
Февраль |
Круглый стол Дискуссия |
Классный руководитель |
||||||
Тема 4: «Книги в жизни школьника» Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
Май |
Круглый стол Дискуссия Вебинар |
Классный руководитель |
||||||
ІІ СТУПЕНЬ – «МОЙ РЕБЕНОК – ПОДРОСТОК»
для родителей учащихся 5 – 9 классов
Тема |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
5 – й класс |
|||
Тема 1: «Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
Сентябрь |
Лекция Рекомендации на сайте |
Классный руководитель |
Тема 2: «Безопасность подростков в сети Интернет». Виртуальная реальность: возможности и опасности. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Октябрь |
Рекомендации на сайте |
Классный руководитель |
Тема 3: «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста» Жизнь семьи с ребенком подростком – борьба принципов или поиски компромиссов. Родительский авторитет. Как его приобрести и как его не потерять. Противоправное поведение несовершеннолетних |
Январь |
Круглый стол с элементами тренинга |
Классный руководитель |
Тема 4: « Меры наказания и поощрения в современной семье» Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
Май |
Круглый стол Дискуссия |
Классный руководитель |
6 – й класс |
Тема 1: « Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи» Ребенок и удовлетворение его потребностями в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Нравственные традици и обычаи. |
Сентябрь |
Лекция Беседа |
Классный руководитель |
|||||
Тема 2: «Безопасность подростков в сети Интернет» Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Октябрь |
Рекомендации на сайте |
Классный руководитель |
|||||
Тема 3: «Профилактика проблемного поведения подростков» Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Январь |
Семинар-практикум Психологический тренинг |
Классный руководитель |
|||||
Тема 4: «Организация летнего отдыха подростков» Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Май |
Семинар-практикум Рекомендации на сайте |
Классный руководитель, Медицинский работник |
|||||
7 – е классы |
||||||||
Тема 1: «Психологические и физиологические особенности семиклассников» Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
Сентябрь |
Лекция Беседа |
Классный руководитель, Медицинский работник |
|||||
Тема 2: «Профилактика правонарушений подростков» Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
Ноябрь |
Круглый стол Беседа |
Классный руководитель Инспектор ИДН |
|||||
Тема 3: «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста» Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
Февраль |
Дискуссия Психологический тренинг |
Классный руководитель |
|||||
Тема 4: «Как повысить учебную мотивацию подростков» Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
Апрель |
Беседа |
Классный руководитель |
|||||
8 -й класс |
||||||||
Тема 1: «Жизненные цели подростков» Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
Октябрь |
Лекция Беседа |
Классный руководитель |
|||||
Тема 2: «Как уберечь подростка от насилия» Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
Декабрь |
Лекция |
Классный руководитель Инспектор ИДН |
|||||
Тема 3: «Осторожно: суицид» Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Март |
Беседа Рекомендации на сайте |
Классный руководитель |
|||||
Тема 4: «Культура поведения в конфликтных ситуациях» Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
Май |
Круглый стол |
Классный руководитель |
|||||
9 – й класс |
||||||||
Тема 1: «Портрет современного подростка» Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
Сентябрь |
Лекция |
Классный руководитель Медицинский работник |
|||||
Тема 2: «Безопасность подростков в сети Интернет» Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Октябрь |
Рекомендации на сайте |
Классный руководитель |
|||||
Тема 3: «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять» Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
Январь |
Лекция Беседа |
Классный руководитель |
|||||
Тема 4: «Профессиональная ориентация. Как помочь подростку выбрать профессию?» Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков. Как помочь ребенку в выборе профессии? |
Май |
Круглый стол Рекомендации на сайте |
Классный руководитель |
|||||