Советы родителям по адаптации первоклассников
1. Утром будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть улыбку на вашем лице и услышать ваш ласковый голос. Не дергайте его по пустякам, не подгоняйте с самого утра. Чтобы не возникло спешки, рассчитайте время, необходимое собраться в школе. Если он не успевает, на следующий день разбудите его чуть раньше.
2. Следует покормить ребенка завтраком, но если он не хочет есть, не заставляйте. Лучше дайте завтрак с собой. По дороге в школу не говорите фразы «Смотри, не балуйся!» или «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Лучше пожелайте успехов и подбодрите добрым словом. Встречая, не засыпайте вопросами: «Что ты сегодня получил?» или «Сегодня без плохих оценок?». Дайте ребенку возможность расслабиться. Если он захочет поделиться с вами чем-то важным, не отмахивайтесь от него, ведь это не займет много времени. Если маленький школьник чем-то расстроен, не допытывайте причину. Возможно, он расскажет позже или осторожно снова поинтересуйтесь через некоторое время.
3. Помогите ребенку успешно социально адаптироваться в школе, привыкнуть к новым формам человеческих отношений.
4. В начальных классах ребенок должен быть настойчив. Родителям стоит поощрять его стремление к успеху, незаметно и ненавязчиво помогать. По мере развития и зрелости дети учатся логически мыслить, привыкают глубоко понимать тему, находить ее разъяснения, приучаются критически осмысливать прочитанное или увиденное. В течение этого периода родители должны воздерживаться от авторитарного отношения к ребенку – отношения должны строиться на диалогах как равного с равным.
5. Необходимо приучать ребенка самостоятельно каждый вечер мыться в ванне или под душем теплой водой с мылом. Голову надо мыть шампунем еженедельно. Желательно ежедневно добавлять в блюда кукурузное масло, которое содержит витамин F. Его недостаток приводит к выпадению и возникновению дерматозов.
6. Необходимо обустроить ребенку рабочее место или комнату. Чтобы он работал сосредоточенно, не надо отрывать его от домашней работы. В комнате, где ребенок готовит уроки, рабочая лампа должна иметь мощность не менее 100 Вт и стоять у правшей слева, а у левшей справа. Нельзя использовать неоновые лампы.
7. Родители должны следить, чтобы ребенок смотрел телевизор на расстоянии не ближе 3-4 метров, а в выходные не проводил весь день телевизором. Никогда «не торгуйтесь», говоря «если сделаешь хорошо уроки, я дам тебе…». Ребенок может не правильно понять цель обучения: подумает, что учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение.
8. Придя со школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть. По мнению психологов, лучшее время для обучения с 8 до 12 и с 16 до 18 часов. Приучите первоклассника заниматься именно в это время.
9. Помните: есть периоды, в течение которых маленькому школьнику учиться сложнее, он устает, у него снижается работоспособность, для первоклассника это первые 4-6 недель обучения, конец первого полугодия, первая неделя после зимних каникул и середина второго полугодия.
10. Посвящайте ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он чувствовал, что вы его любите и цените. Не забывайте: первоклассники – это еще маленькие дети, которые любят поиграть, послушать на ночь сказку или чтобы их просто подержали на руках. Все это поможет снять напряжение, почувствовать себя спокойно и уверенно.
11. Ребенка нужно учить правильно сидеть за столом и партой. Учебники и тетради носить в ранце за спиной, чтобы предотвратить развитие сколиоза.
12. Родители закрепляют и совершенствуют у 6-7-летнего ребенка элементарные гигиенические навыки, которые он уже получил. Они должны следить, чтобы одежда после прихода со школы была развешана, ботинки или туфли почищены, воротничок и манжеты рубашки чистые.
13. Не каждый ребенок, достигший школьного возраста, умеет правильно сидеть или лежать, а это приводит к неправильному формированию скелета. Поэтому на кровать необходимо класть жесткий матрас без мягких и тяжелых подушек.
14. Успешность ребенка в школе не всегда соответствует степени его одаренности. Одни мыслят медленнее и «тормозятся», если учитель очень настойчив, а некоторые не всегда умеют выражать собственное мнение, даже если оно правильное.
15. Недопустимо, чтобы родители курили в квартире, поскольку пассивное курение вредит так же, как и активное.
16. Важно, чтобы родители (особенно в первый год обучения) постоянно поддерживали связь со школой, чтобы знать как проявляется себе ребенок, какие у него проблемы.
17. Родители должны организовать выполнение домашних заданий так, чтобы последние занимали меньше времени. Неправы те, кто заставляет детей после уроков в четырех стенах без свежего воздуха часами заниматься музыкой, шахматами и т.д. Дети-отличники с бледным лицом и слабым здоровьем вряд ли будут счастливы в жизни. Врачи, родители, учителя отмечают, что дети подрастают или летом или после каникул, проведенных в горах. Солнце, воздух, вода, ультрафиолетовые лучи играют большую роль в физическом развитии ребенка.
18. Здоровье ребенка зависит от влияния комплекса разнообразных фактов, которые обуславливают и определяют адаптацию ребенка к окружающей среде, его физиологическое и интеллектуальное развитие в такой ответственный период жизни, как начало обучения в школе.
Приведенные советы помогут ребенку адаптироваться к І классу, а школа станет местом, где он будет воспринят таким, какой он есть – со своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами и событиями в школьной жизни.