Система управления профориентационной работой
Профессиональная ориентация - это система научно-практической деятельности общественных институтов (семья, школа, предприятие, организация, начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, центры профориентации, служба занятости населения и др.), включающая решения комплекса социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач с целью формирования у школьников профессионального самоопределении, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям его к современному труженику.
В условиях новых рыночных отношений актуальность профориентации возрастает: повышается потребность личности в оптимальном профессиональном самоопределении, рынок диктует новые требования к подготовке и переподготовке кадров и все это на фоне несформированного перспективного плана экономического развития России, отсутствия действенного механизма координации развития различных отраслей, регионов, предприятий и организаций различной В определении места и роли профориентации в управлении профессиональным самоопределением учащейся молодежи необходимо исходить из того, что управление предполагает целенаправленное воздействие как на социально-экономические условия (объективные факторы выбора профессии), так и на индивидуума (субъективные факторы).
Проблема профориентации в условиях общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития требует обеспечения планомерного ее проведения, координации действий государственных и муниципальных органов, школы, семьи, общественности и других социальных институтов, участвующих в ее решении, разграничения функций между ними, непрерывного и своевременного решения научных и организационных вопросов.
Управление - процесс, осуществляемый по определенной программе, предусматривающий достижение заданной цели (т. е. совпадение профессионального самоопределения и общественных потребностей в кадрах), учет исходного уровня профессионального самоопределения и его переходные состояния, систему корректировки на основе получаемой информации о функционировании системы управления (см. схему 1). Управление профориентацией включает подготовку и принятие решения относительно различных аспектов процесса профориентации, организацию практического осуществления решений, оперативное регулирование, контроль за реализацией решении, учет, подведение результатов, обработку и анализ управленческой информации, подбор, расстановку и обучение профориентаторов.
Процесс управления профессиональной ориентацией рассматривается нами как процесс двусторонний, основой которого являются отношения субъекта и объекта, где объектом выступает профессиональное самоопределение личности школьника, субъектом - социальные институты, но (действующие на его профессиональное самоопределение. Соответственно, управляемая система - это профессиональное самоопределение учащихся; управляющая - социальные институты, влияющие на него. Движущей силой управления профессиональной ориентацией выступает потребность личности в достижении заданной цели, т. е. профессиональное самоопределение, соответствующее индивидуальным особенностям школьника и потребностям в кадрах государства. Повышение эффективности профориентации требует определения научно обоснованных путей и условий управления ею, выявления его принципов, функций, структуры, методов
Основными принципами управления профориентацией являются: конкретность, оптимальность и эффективность, обратная связь, комплексность, системность, иерархичность, интеграция профориентационных воздействий, научность.
Профессиональная ориентация - это сложная динамическая система, в которой можно вычленить два уровня: общественный и личностный, находящиеся в тесной взаимосвязи и состоящие из совокупности определенных компонентов (подсистем). Игнорирование хотя бы одного из них может снизить качество профориентации в целом. Эти компоненты выполняют свои специфические функции и имеют между собой определенные связи и отношения.
Функционирование подсистем профориентации и управление ими направлены на сохранение их целостности и качественной определенности.
Принцип комплексного подхода означает система профориентационных воздействий, которая предполагает единство целей профориентации и направлений ее воздействия: взаимосвязь управления и самоуправления; учет основных факторов, внешних и внутренних, влияющих на профессиональное самоопределение школьников; планирование и координацию всех средств профориентации; охват системой профориентационных воздействий всех учеников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; взаимодействие сознания и чувств учащихся, их собственного опыта в приобретении знаний о мире профессий, пробы сил в будущей профессиональной деятельности; систематический анализ результатов профориентационного процесса и корректировку управления им с учетом тех задач, которые были поставлены.
Принцип иерархичности включает многоступенчатые и многоуровневые системы, которые делятся на элементы (звенья и ступени). Каждая ступень (уровень) управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Принцип интеграции связан с активизацией профориентационных воздействий на сознание, мотивы, склонности, эмоциональную сферу школьников, накопление ими социального опыта, приобретение определенных знаний, умений по овладению будущей профессией, с максимальным использованием своих творческих возможностей.
Принцип научности заключается в построении всей системы управления профессиональной ориентацией школьников на новейших данных науки управления с использованием достижений научно-технического прогресса, предполагает критическую оценку эффективности принимаемых решений, своевременное вскрытие противоречий, возникающих в процессе профессионального самоопределения учащихся, нахождение действенных способов их разрешения.
Территориально-отраслевой принцип - осуществление работы со школьниками с учетом потребностей государства в кадрах в целом и, прежде всего конкретного региона, области, города, района.
Итак, принципы управления профориентацией выражают характер требований к содержанию управленческой деятельности.
В диалектической взаимосвязи с принципами управления профориентацией находятся функции, раскрывающие суть и содержание управленческой деятельности на всех уровнях.
Функции характеризуют любой процесс управления (см. схему 2).
В профориентации это может быть управление профессиональным просвещением школьника и развитием их интересов, склонностей в целях формирования профессиональной направленности, профконсультацией и другими подсистемами. К основным функциям управления профориентацией относятся планирование, организация, координация, контроль, информационно обеспечение.
Планирование - установление целей управленческого воздействия, определение этапов его реализации, исполнителей, ресурсов. Организация - выбор структуры объекта и субъекта управления, реализация их взаимоотношений и действий.Координация - регулирований корректирование, активизация воздействий органов yпpaвления на формирование профессионального самоопределения школьников. Контроль - учет и анализ результатов управленческой деятельности.Информационное обеспечение - совокупность сведений о состоянии управляемой, управляющей системы и внешней среды. Оно включает информацию: о целях и задачах профессиональной ориентации, стоящих перед субъектом управления в данный момент и на перспективу; о потребностях народного хозяйства, культуры и науки в кадрах в настоящее время и на перспективу, а также о возможности приема абитуриентов в профессиональные учебные заведения; о реальном осуществлении профессиональных намерений выпускников школ; об эффективности общественного воздействия, направленного на личность, ее формирование, изучение и реализацию профессиональных интересов, склонностей и способностей.
Все перечисленные функции, действуя в единстве, направлены на осуществление профессионального самоопределения школьников. Например, в планировании (функция планирования) главным является постановка целен и задач в плане, который должен предусматривать средства их достижения, т. е. структуру органов управления (функция организации), что должно привести к согласованию между исполнителями (функция координации), а затем к постоянному наблюдению за ходом и сроками выполнения плана (функция контроля), к устранению выявленных при реализации плана недостатков (функция регулирования).
Таким образом, функции управления направлены на достижение определенной цели. Они отвечают на вопрос в том, что делается или должно делаться в системе управления.
Успешность управления профориентацией во многом определяется методами управления, которые представляют собой способы управленческой деятельности социальных институтов с целью воздействия на профессиональное самоопределение школьников.
Наиболее эффективным в управлении профориентацией является использование программно-целевого метода.
На основе главной цели и подцелей профориентации субъекты управления определяют комплекс мероприятий (систему управленческой деятельности) для достижения максимального результата по реализации поставленных целей.
Применение этого метода позволяет выявить реальные возможности ресурсов всех субъектов управления по подготовке школьников к выбору профессии, сконцентрировать и скоординировать управленческие воздействия, избежать их дублирования.
В неразрывном единстве с программно-целевым методом находится метод прогнозирования, который основывается на прогнозе в кадровой политике государства, учитывает современные и перспективные требования в работнику, тенденции научно-технического прогресса. С его помощью можно выработать научно обоснованные цели, задачи профессионального самоопределения учащихся, осуществить анализ, оценку и выбор оптимального решения.
Управление профориентацией школьников предполагает использование метода моделирования. Этот метод с помощью прогностической информации помогает создать соответствующие модели управления профориентацией в учебном заведении (школе, лицее, училище, колледже, вузе), микрорайоне предприятия, организации, районе городе, отрасли промышленности.
Наряду с указанными нами были использованы и методы, которые зарекомендовали себя в практике педагогического управления:
- организационно-распорядительные,
- психолого-педагогические,
- социально-экономические.
Организационно-распорядительные методы - приказы, распоряжения по профориентации с указанием, кто и что должен выполнять (в современных условиях - это в основном инструктивно-методические письма и рекомендации). Психолого-педагогические методы включают систематическое, ежегодное составление профориентационной характеристики школьников, их анкетирование. Социально-экономические методы - коллективные задания, новаторство, материальное стимулирование, экономическая ответственность, деятельность в условиях рынка.
Профессиональная ориентация школьников сможет достичь более эффективных результатов, если она будет приведена в единый устойчивый динамический механизм. В значительной степени этому способствует определение целей, принципов, функций профориентации, методов управления ею.
Возможно ли построить систему управления профориентацией в крупном индустриальном центре таком как Пермь?
Исходя из исторического опыта функционирования такой системы в 80-е годы прошлого века в областном центре, принципиального согласия всех социальных институтов о необходимости практической работы по совершенствованию профориентационной работы, безусловно, возможно.
Первые шаги уже сделаны - это создание в городе Перми Межведомственного совета профориентации во главе с заместителем мэра, проведение конкурса моделей профессионального самоопределения учебных заведений города в рамках выставки "Образование и карьера-2002", создание городского центра профориентации и многое другое.
Основываясь на тех методологических и теоретических принципах, рассмотренных выше, можно сделать попытку создания городской системы управления профориентацией.
Здесь необходимо предусмотреть несколько направлений как научно-методической, так и организационной работы.
Первое. Создание концепции управления профориентацией в условиях рыночных отношений и модернизации образования, профильного обучения учащихся.
Второе. Подготовка кадров профориентаторов, перераспределение функциональных обязанностей школьных психологов, социальных педагогов, заместителей директоров учебных заведений по воспитательной работе, координаторов этой работы в муниципальных образованиях и органах властных структур.
Третье. Создание кабинетов профориентации и всей материальной базы этой работы, ее научно-методического сопровождения.
Четвертое. Издание научно-популярного и методического журнала "Выбор" для учащихся, учителей и родителей, другой необходимой лиетратуры, профессиограмм, справочников и т.д. Создание профориентационного сайта, копьютеризация профориентационной работы в районах города Перми.
Пятое. Выстравивание вертикали и горизантали профориентационной работы. Координация деятельности центров профориентации учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, профконсультпунктов, кадровых агентств, отделов кадров предприятий и организаций, подразделений федеральной службы занятости и др.
Шестое. Формирование общественного мнения о важности координации усилий всех социальных институтов по формированию будущего кадрового потенциала города, района, региона. Введение номинации "Профориентатор" в конкурсе "Учитель года".
Седьмое. Создание рабочих групп, временных творческих коллективов, опытно-экспериментальных площадок по распространению передового профориентационного опыта, базовых учебных заведений, система грантов, финансовой поддержки интересных начинаний и т.д.
Восьмое. Материальное обеспечение всей профориентационной работы, выделение средств на развитие системы управления профориентацией в городе, районе, регионе отдельной строкой в бюджете.
Новое, как говорится, - это хорошо забытое старое. Поэтому не надо создавать абсолютно новые модели управления: необходимо переосмыслить тот огромный опыт, который был накоплен в 70-80-е годы. Главное нельзя ждать, когда будут решены все проблемы (кадровые, организационные, материальные, методические и др.), а начинать работу по совершенствованию профориентационной работы немедленно, поэтапно.
Например, не требует больших финансовых вложений создание при городском межведомственном Совете по профориентации временной группы (комиссии) по пропаганде тех профессий, которые будут востребованы в условиях рынка в ближайшее время предприятиями, города, который мог бы организовывать массовые мероприятия, координировать графики посещения школьниками предприятий и учебных заведений, профконсультпунктов и Центров профориентации; обеспечивал бы школы информационными материалами о предприятиях различной формы собственности, учебных заведениях; организовывал бы выпуск и распространение оперативных профориентационных материалов о структуре вакансий, перспективах развития экономики региона (листовок, плакатов, проспектов, справочников), а также выпуск профессиографических материалов о массовых профессиях, потребность которых будет в ближайшие годы.
Группа по работе с родителями могла бы организовать профориентационную работу с родителями через средства массовой информации; координировать целенаправленную работу попечительских советов учебных заведений, корректирует планы работы профконсультпунктов и Центров профориентации и др.
Городской центр профориентации является рабочим органом при межведомственном совете. В его задачи входит методическое руководство профориентационной работой и ее обеспечение необходимыми материалами, проведение справочно-информационной, медицинской и психолого-педагогической консультации для учащихся и родителей по вопросам выбора профессии. Сотрудники центра профориентации принимают непосредственное участие в работе межведомственного совета, взаимодействуют с Центрами профориентации учебных заведений и профконсультпунктов в районах.
В задачи кабинета профориентации территориального центра входит изучение и распространение передового опыта работы.
Подразделения службы занятости и управления труда в соответствии со своей спецификой изучают потребности предприятий и организаций в кадрах, участвует в научно-обоснованном согласовании планов набора в учебные заведения, находящиеся на их территории, выявляет и анализирует профессиональные намерения учащихся старших классов школ; направляет работу социальных институтов по пропаганде профессий завтрашнего дня; способствует трудоустройству молодежи.
В проведении профориентационной работы должны активно участвовать районные структуры, начиная с межведомственных советов по профориентации, так и отделов и управлений районных администраций.
Отдел образования обеспечивает проведение профориентационной работы в школах и внешкольных учреждениях, контролирует ее проведение через методический кабинет, обеспечивает школы методическими материалами.
В целях методического обеспечения профориентационной работы школ микрорайона и осуществления их связи с межведомственным советом по профориентации создаются опорные школы, где накоплен опыт профориентационной работы.
Управление профориентацией можно представить как процесс, включающий пять уровней функционирования:
I уровень - региональный координационный совет профориентации молодежи (областной); II уровень - координационный совет профориентации (городской); III уровень - координационный совет профориентации (районный); IV уровень - координационный совет профориентации микрорайона (там, где есть условия и необходимость); V уровень - совет профориентации предприятия, организации, учреждения.
Главным критерием надежности системы управления профориентацией в городе является степень ее соответствия производственной структуре народного хозяйства данной территории. Выполнение целевой программы управления профориентацией, не требуя перестройки организационной структуры производства, происходит лишь за счет введения небольшого числа постоянных и временных органов управления.
Общее научно-методическое руководство профориентацией молодежи должен осуществлять городской центр профориентации, координацию профориентационной работы и руководство ею на предприятиях и организациях данной территории - координационные советы городов и районов. Им подчиняются советы профориентации предприятий, организаций и учебных заведений.
Каждый ответственный руководитель (председатель СПО соответствующего уровня) должен быть подотчетен только одному руководителю вышестоящего уровня. При таком подходе общение между ними происходит посредством прямых контактов. Это способствует взаимосвязи между руководителями и подчиненными и обеспечивает единство команд в системе управления.
В подготовке и принятии решений на всех уровнях принимают участие органы по труду, службы занятости населения, кадровые агентства. Исполнители и штабные подразделения подчиняются только своему вышестоящему руководителю. Структура управления характеризует степень участия каждой заинтересованной инстанции в проведении профпросвещения, активизации пробы сил учащихся в различных видах деятельности, профконсультации и адаптации их на основе возрастных особенностей, интересов и возможностей личности, потребности общества в кадрах.
Городская система управления профориентации молодежи должна предусматривать комплекс мероприятий для каждой из подсистем профориентации, устанавливает функциональные обязанности органов, служб, исполнителей, ответственных за работу по профориентации, определяет взаимодействие предприятий, школ, учебно-производственных комбинатов (УПК), учебных заведений, учреждений культуры в профориентационной работе с молодежью, уточняет роль каждой заинтересованной инстанции в проведении профориентационных мероприятий на основе возрастных особенностей, интересов личности и возможностей, потребностей общества.
Реализация городской системы должно осуществляться на базе "Комплексного плана управления профориентацией молодежи в городе, районе, регионе", составляемого на длительный срок на основе реальных потребностей предприятий и организаций в кадрах, демографической ситуации, складывающейся в регионе.
Таким образом, существует реальная возможность создания научно-методической системы управления профориентацией молодежи в условиях новых рыночных отношений.